Биография
Сергей Гущин – предприниматель-визионер. Каждый его бизнес-проект – от железнодорожной логистики до IT-решений в транспортной отрасли – создавался с нуля. С 2018-го реализует инициативы на международном рынке.
Сергей Гущин родился в 1966-м в Воронеже. Занятия боксом помогли сформировать характер, а технические кружки по конструированию и моделированию летательных аппаратов и кораблей развили инженерное мышление. На курсах радиотехники создавал простейшие проекты разнообразных физических приборов.
В 1981-м начал обучение в Воронежском техникуме строительных технологий, выбрав специализацию в области промышленной автоматики и систем контроля. Гущин Сергей Анатольевич освоил тонкости работы со сложным оборудованием, а его выпускная работа была связана с автоматизацией процессов в химическом производстве.
В 1985-м Сергей Гущин стал дипломированным техником-электромехаником. Стремясь расширить свои знания, поступил в Воронежский политехнический институт (ВГТУ). Изучал принципы передачи и обработки сигналов, основы проектирования электронных устройств. Из вуза Гущин Сергей Анатольевич выпустился в 1999-м.
Сергей Гущин также прошел экономическую подготовку в АНХ при Правительстве РФ. Прошел интенсивный курс профессиональной переподготовки, получив компетенции в области управления эффективностью бизнеса, а также финансовой отчетности.
От копировальной техники к железным дорогам
Первый трудовой опыт Гущин Сергей получил еще в 15 лет. Тогда он только окончил восьмой класс. Вместо отдыха выбрал подработку на воронежском шинном заводе.
В 1987-м Сергей Гущин пришел на завод вычислительной техники, рассчитывая работать с компьютерами. Однако стал специалистом по ремонту копиров. Достаточно быстро освоил необходимые навыки, работал с организациями-клиентами: монтировал, диагностировал и чинил оборудование. За каждый подписанный акт Гущин Сергей Анатольевич получал пятую часть от суммы оплаты. Именно здесь, обслуживая крупные железнодорожные предприятия, Гущин Сергей увидел перспективы в транспортной отрасли. Важным этапом стала стажировка в Риге. Серей Гущин, биография которого отмечена разнообразной учебно-образовательной деятельностью, изучал особенности функционирования импортных копиров.
Гущин Сергей. "Альфа-Сервис": бизнес в эпоху перемен
К концу 1980-х в стране набирало силу кооперативное движение. Именно тогда Сергей Анатольевич Гущин получил первый урок рыночной экономики – клиент заплатил ему за ремонт копира три сотни рублей, что превышало его месячную зарплату в две сотни. Повторный успех стал катализатором: в 1991-м Сергей Гущин решил запустить собственное дело.
К поставленной задаче Гущин Сергей Анатольевич подошел методично – сначала освоил теоретическую базу по экономике и построению бизнеса. Первыми клиентами стали городские организации, с которыми уже были налажены деловые контакты. Доходность выросла существенно – если раньше заработок Сергея Гущина составлял 300 рублей, то первые заказы принесли уже 5 тысяч.
Официально бизнес был зарегистрирован в 1992-м, получив название "Альфа-Сервис". Молодая структура получила составленный учредителями устав, команду механиков и должность бухгалтера в штате. Для мобильности Гущин Сергей приобрел сначала "Москвич", а позже более вместительный микроавтобус "РАФ".
Решающий момент в биографии Сергея Гущина наступил в 1995-м, когда ЮВЖД предложила рассчитаться за копиры тарифом на перевозки. Типичная для того времени схема взаимных расчетов дала шанс войти в транспортную отрасль.
В 1996-м включился в создание "Петры" – компании-филиала, базировавшейся в Воронеже, она оказывала профессиональное сопровождение грузов.
Сергей Анатольевич Гущин принял стратегическое решение – сконцентрироваться на железнодорожном бизнесе, отдалившись от управления "Альфа-Сервисом". Первый же месяц в "Петре" принес ему доход, равный годовому обороту прежней компании. Передав свою долю партнеру, начал новый этап карьеры, вышедшей за пределы родного города.
"Трансгарант": создание транспортного бизнеса
Создание "Фирмы "Трансгарант" в 1997-м стало для Гущина Сергея важным шагом в развитии транспортного бизнеса. Компания вошла в число первых частных операторов в истории российских железных дорог. Это решение оказалось дальновидным: когда годом позднее кризис привел к прекращению работы "Петры" на ЮВЖД, у Сергея Анатольевича Гущина уже развивался собственный проект, в котором он до 2007-го оставался гендиректором.
Первые шаги компании под руководством Гущина Сергея были связаны с экспедиторской деятельностью на ЮВЖД – она обеспечивала работу с грузоотправителями и гарантировала оплату железнодорожного тарифа.
В 2000-м "Трансгарант" начал формировать собственный парк из подержанных вагонов, которые требовали восстановления. В этом решении значительную роль сыграл Сергей Гущин. Биография компании вышла на новый уровень.
Впоследствии компания располагала широкой линейкой подвижного состава – от универсальных полувагонов до специализированных платформ для транспортировки листового проката. Клиентам предлагался комплекс услуг:
– организация перевозок
– предоставление парка в аренду
– отслеживание грузов
Эффективность бизнес-модели оператора базировалась на передовых технологиях, внедрение которых активно поддерживал Сергей Анатольевич Гущин.
По словам Сергея Анатольевича Гущина: "Секрет успеха "Трансгаранта" заключался в особом подходе к работе. Компания делала ставку на высококвалифицированную команду, способную понимать потребности любого клиента – от промышленного гиганта до небольшого грузоотправителя".
В 2004-м Гущин Сергей с коллегой по бизнесу заключили масштабную сделку – реализовали 50% компании "Северстальтрансу". Двумя годами позднее эта компонента вошла в структуру FESCO. В 2006-м в результате реструктуризации активов Гущин Сергей Анатольевич и его деловой партнер получили 12% акций данной Группы в обмен на свою долю в "Трансгаранте". Следующие несколько лет числились акционерами бизнеса, в составе которого развивалась основанная ими компания.
К исходу 2008-го основатели "Трансгаранта" завершили этап сотрудничества с FESCO, продав свою долю. Сергей Гущин направил все силы на развитие иного проекта в сфере ж/д перевозок.
В 2009-м вместе с единомышленником основал инвестиционно-промышленную группу "Гарант". Под ее управление перешли различные активы, выполняющие ремонт единиц подвижного состав.
Rail Garant: от первых вагонов до 35-тысячного парка
После договоренности с ключевым акционером FESCO Сергей Анатольевич Гущин сфокусировался на развитии собственного транспортного направления. В 2009-м он и его коллега по бизнесу объединили созданные с нуля активы под единым брендом Rail Garant.
С момента основания был определен главный вектор развития – перевозки в полувагонах. Компания последовательно наращивала парк, делая упор на новый подвижной состав через покупку и лизинг. Сергеем Анатольевичем Гущиным была выстроена стратегия работы с крупными и средними клиентами, заключались долгосрочные контракты, формировавшие 80% грузооборота.
Помимо основного направления предприниматель диверсифицировал деятельность Rail Garant, развивая специализированные перевозки. Бизнес-единица использовала широкий спектр подвижного состава: от цистерн до цементовозов.
Ко второй половине 2011-го Сергей Анатольевич Гущин и его партнер развили Rail Garant до крупных масштабов. Компания управляла парком в 40 тысяч вагонов, владея 35 тысячами из них. В ее периметр, в частности, входила "Транс Синергия". Молодая компания методично расширяла географию перевозок.
В ноябре 2011-го компания Сергея Анатольевича Гущина продемонстрировала готовность решать масштабные социальные задачи. Когда ограничение на использование казахстанских вагонов поставило под угрозу снабжение углем российских регионов вдоль границы с Республикой Казахстан, Гущин оперативно организовал поставки твердого топлива в собственном подвижном составе. Это обеспечило непрерывное отопление объектам теплоэнергетики в Курганской, Омской, Новосибирской областях и Алтайском крае. Наличие угля также было критически важно для населения, которое использовало его для растопки печей.
После трех лет работы по реструктуризации кредитного портфеля в 2014-2017 годах, Гущин Сергей Анатольевич окончательно завершил свое участие в этом сегменте рынка в 2019-м.
Параллельные траектории карьеры Гущина Сергея Анатольевича
В 2009-м Сергей Гущин принял участие в создании "Транспортной дирекции Олимпийских игр". Как первый заместитель CEO, он занимался подбором профессиональных кадров и выстраиванием системы логистики грузоперевозок. В этом деле изучил и начал применять приборы, алгоритмы и программное обеспечение, позволяющие произвести ориентирование объекта в пространстве.
На протяжении девяти лет Сергей Анатольевич Гущин развивал технологическое направление через "Сервисный центр Транстелематика", специализировавшийся на транспортных IT-решениях. Разработки компании помогали обеспечивать безопасность дорожного движения, информировать пассажиров обо всех изменениях в расписании, свести к минимуму интервалы между остановками.
С 2018-го по 2020-й был совладельцем регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами "ЭкоЛайн". За время участия Гущина Сергея Анатольевича компания достигла объема переработки в миллион тонн отходов ежегодно.
В 2019-м предприниматель завершил формирование холдинга "Рейл Сервис", объединившего традиционный ремонтный бизнес с IT-разработками. Предыстория компании началась в 2007-м с создания первого вагоноремонтного предприятия. К моменту ее основания все накопленные активы были собраны под единым управлением.
Гущин Сергей поэтапно свернул свое участие в транспортной сфере: сперва в октябре 2022-го он покинул совет директоров АО "Трансконтейнер", в котором состоял с мая 2020-го, а спустя год, в ноябре 2023-го, продал принадлежавшую ему часть бизнеса в "Рейл Сервисе".
Современный этап
Сергей Гущин, биография которого долгие годы была связана с развитием железнодорожных грузовых перевозок в России, к настоящему времени вышел из всех российских активов. Начиная с 2018-го, реализует несколько бизнес-проектов за рубежом, в том числе масштабирует логистическую компанию.
Кроме того, предприниматель создал и развивает радиостанцию. Она вещает на русском языке – это информационный канал для Объединенных Арабских Эмиратов. Трансляция на радио ведется круглосуточно.
Гущин Сергей также активно помогал нескольким религиозным приходам. В частности, поддерживал женскую обитель в Белгородской области – Николо-Тихвинский монастырь.
Примерно в тот же период Гущин Сергей помог с восстановлением другого храма – Живоначальной Троицы в соседней Воронежской области. Был отмечен поощрением РПЦ за понесенные труды и заслуги перед Православием.